Описание
Турки-месхетинцы (самоназвание тюрк, тур. Ahıska Türkleri, груз. თურქი მესხები) — тюркоязычный народ, происходящий из грузинской области Месхетия и в настоящее время рассеянный по миру. Верующие — мусульмане-сунниты.
Турки-месхетинцы проживают в Казахстане (100 тыс. человек), Азербайджане (43 тыс. человек), России (70 тыс.), Киргизии (30 тыс.), Узбекистане (10 тыс.), Украине (10 тыс.), Турции (25 тыс.) и США (15 тыс.); общая численность около 300 000[2][3]
Территория исторической Месхетии соответствует трём нынешним административным районам Грузии — Адигенскому, Ахалцихскому и Аспиндзскому, входящим в край Самцхе-Джавахети, а также сопредельным районам Турции. Небольшая группа месхетинцев жила на востоке Аджарии и северо-востоке современной Турции.
Турки-месхетинцы говорят на одном из восточно-анатолийских диалектов турецкого языка. Помимо общей специфики диалектов Восточной Анатолии (которые во многом ближе к азербайджанскому языку, нежели к турецкому), диалект турок-месхетинцев испытал небольшое влияние грузинского, а также некоторое влияние армянского, в XX веке — также тюркских языков Казахстана, Средней Азии и русского языка. Некоторые учёные выдвигают предположение о существовании особого месхетинского языка, что, впрочем, поддерживается только частью специалистов-языковедов-тюркологов. Согласно такой теории считается, что месхетинский язык является непосредственным продолжением старотурецкого языка, на котором говорило тюркоязычное население Анатолии в средние века. До 80-85 % турок-месхетинцев свободно владеют русским языком.
Содержание [убрать]
1 История
1.1 Новейшая история
2 Исламизация и ассимиляционные процессы
3 Примечания
4 Литература
5 См. также
6 Ссылки
[править] История
Происхождение турок-месхетинцев крайне запутано и существуют две основные его версии:
протурецкая: большинство (более 80 %) турок-месхетинцев — потомки этнических турок — ерли (турецко-говорящие земледельцы) и терекялы (азербайджано-говорящие пастухи), а меньшинство (около 20 %) — потомки коренных грузин и армян (хемшилы), ставших мусульманами в XVII—XVIII веках и перешедших на турецкий язык. Имеется версия о том, что месхетинцы произошли от симбиоза одного из родов турок-османов, осевших здесь, с грузинским племенем месхов.
прогрузинская: большинство турок-месхетинцев — потомки отуреченных в XVII—XVIII веках грузин-месхетинцев, с небольшой примесью этнических турок и азербайджанцев, а также, возможно, армяноязычных хемшилов.
В этногенезе турок-месхетинцев участвовали два основных компонента: грузинское племя месхов и тюрки, массовое появление которых в Малой Азии и Закавказье началось в XI веке. Район Месхетского хребта под управлением феодального рода Джакели сделался пограничной областью, разделявшей сферу влияния грузинских царей и турецких султанов. Массовые миграции, вызванные нашествием монголов в XIII веке и походом Тимура в 1395 году, увеличили численность тюркских элементов в юго-западных пограничных районах Грузии и особенно в Месхетии (относительно слабее защищённой от вторжения с юга), что облегчило впоследствии ассимиляцию османскими турками части её населения. После вхождением в 1576 году в состав Османской империи, территория Самцхе-Саатабаго (Месхети) оказалась в ареале воздействия турецкого этноса.
Ассимиляция турками коренного населения происходила по религиозному и языковому направлениям. Переход в ислам всячески поощрялся; в Османской империи в местностях со смешанным населением разговорный турецкий язык становился языком межнационального общения. В результате возник общий этноним тюрки-турки (в турецком языке эти слова не различаются), обозначавший земледельцев-мусульман, говорящих на местных диалектах турецкого языка. К новому этнониму часто делалось добавление, конкретизирующее место проживания данной группы крестьян (в Месхетии — турки-месхетинцы). Ко времени